Известный липецкий телевизионщик Валерий Перелыгин в последнее время специализируется на подготовке качественных документальных фильмов. Исторический ракурс буквально захватил одержимого коллегу.
И в этот раз его внимание привлек драматический период, когда в 1891 году крестьянские урожаи жестоко уничтожила страшная засуха. А через год ситуация повторилась и обострилась до крайности. Начался страшный голод.
На территории нынешнего Данковского района одними из первых начали бороться с бедой помещики села Полибино Юрий Нечаев-Мальцов и Иван Раевский из села Бегичево. Они открыли несколько столовых для голодающих. Но средств категорически не хватало, а масштаб бедствия разрастался с каждым днем.
Жуткую ситуацию усугубляли массовые эпидемии и болезни. Хорошо знавший проживавшего неподалеку графа Льва Николаевича Толстого помещик Раевский обратился к нему за конкретной помощью.
Будущий великий классик внял мольбе и приехал в Данковский уезд вместе с женой. Увиденное их потрясло. Лев Николаевич вскоре возвращается в Бегичево с сыном Ильей, дочерьми Марией и Татьяной. Помещик Раевский предоставляет ему дом, который на длительное время становится оперативным штабом по оказанию помощи голодающим жителям не только Данковского уезда, но и соседних – Ефремовского, Скопинского, Епифановского. За короткий срок Толстые оборудуют 72 общественные столовые. В то время как тогдашняя власть соориентировалась на оказание помощи в виде муки и семян для сева очень поздно. По всей матушке-России мор унес около 500 тысяч крестьянских жизней.
Несмотря на солидное состояние, прокормить всех голодающих Лев Толстой со своей женой и детьми не мог. Он писал статьи об этом. Однако из-за цензуры их в России не публиковали. Толстой просил помощи. Приходилось отсылать свои заметки в зарубежные журналы. Мир был шокирован. Чем могли помогали многие люди из Европы. А тогдашние российские правители делали вид, что справятся со всем сами.
Лев Толстой писал поистине революционные вещи. Во-первых, призывал выделять деньги на помощь не через чиновников: они их разворуют. Во-вторых, главными причинами голода он считал малоземельность и закабаление крестьян землевладельцами.
Вольнодумство, честность, прямота Льва Николаевича злили власть предержащих и церковь. Губернаторам каждый раз отправлялись гневные депеши.
Гуманитарную миссию Толстого власть оценила по-своему: мало того, что его не критиковал только ленивый. Вынашивался вопрос о заточении графа в Суздальский монастырь. И только влияние его родной тети, ухаживавшей в Петербурге перед царским дворцом, отодвинули месть.
После широкой огласки происходившей трагедии в Россию потянулись иностранные журналисты. Так, две недели у Толстого жил шотландский корреспондент Стадлинг. Всеобщими усилиями удалось достучаться до многих благородных сердец. Помощь голодающим возросла кратно как из России, так из-за границы. Благодаря чему Толстой отрыл уже 246 столовых, в которых питались 13 тысяч человек, для детей открыл 124 приюта.
Вы заинтересовались данным сюжетом? Чем закончилось пребывание величайшего гения на нынешней липецкой земле? Что сейчас представляют собой те места? Сохранился ли дом, где жил в 1891-1892-м году Толстой? Что думают о том страшном времени потомки? Помнят ли современники данный тяжелейший период своей истории?
Обо всем этом и рассказывает новая работа профессионального коллеги.
– Мне, – рассказывает председатель Союза журналистов Липецкой области Петр Игнатов, – в свое время довелось работать с Валерием в одной телерадиокомпании. Он и тогда тяготел к основательным сюжетам. Однако на должности шефа-редактора новостей, по сути информационном конвейере, непросто было отыскать минуты для роскошного и неторопливого творчества. Очень рад, что теперь их талантливый представитель нашего творческого Союза стал находить. Данная успешная премьера у него за последнее время не первая. И, разумеется, далеко не последняя.
На фото:
Толстой в Бегичево