Понедельник, Ноябрь 25Тел. (4742) 50-17-68, E-mail: p.ignatov@list.ru

Верить своим глазам

Российские бабушки — это что-то. Их напористость и целеустремленность, когда они, к примеру, штурмуют трамвай или рвутся первыми пройти в дверь, шокируют. Это одно из самых сильных впечатлений иностранных журналистов, живущих и работающих в Москве, а именно — ведущих программ на канале «Russia Today» Надиры Тюдор (Великобритания) и Питера Лавелля (США). На прошедший в Туле Первый медиафорум ЦФО они были приглашены в качестве почетных гостей и докладчиков.

О приятном, но не главном

В целом Россия им показалась безумно красивой страной, люди — необыкновенно приветливыми и терпеливыми, погода и климат — комфортными, архитектура — сказочной, городская инфраструктура — удобной. Даже дороги, на их взгляд, не такие уж плохие, чтобы считать их главной национальной бедой. Совсем не так они себе представляли нашу страну. Во всяком случае, покидать Россию наши собеседники не намерены, а перспектива пробыть здесь всю жизнь их не пугает. Что ж, в России любят иностранцев. Приятно, что они отвечают взаимностью.

О важном

Но впечатления англоязычных телеведущих были скорее лирическим отступлением от главной темы форума — «Конструктивная журналистика. Региональные медиа в современном контенте», ради которой в город оружейников, самоваров и пряников съехались около двухсот представителей СМИ из 18 регионов. Столь серьезная встреча была организована при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и правительства Тульской области. И вполне заслуженно первым приветствовал гостей губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

— Мы живем в эпоху гражданской журналистики. Любой человек со смартфоном может сделать фото и видео, написать новость, не особо подбирая слова и выражения, и выложить это в Интернет, — отметил Алексей Дюмин. — Но скорость и достоверность — понятия разные. Чтобы источники информации с хорошей репутацией не потеряли своей аудитории, они должны учиться работать по-новому оперативно, но по-прежнему качественно. У каждого региона своя специфика и подходы к работе, но вызовы и задачи перед всеми стоят одинаковые. Вместе мы можем выработать разумные решения, полезные и применимые для всех СМИ.

Об объективном

Выступления, которые вполне можно назвать советами гуру, длились несколько часов. Первой слово было дано главному редактору «Russia Today» и международной медиагруппы «Россия сегодня» Маргарите Симоньян. Если совсем уж коротко и отбросив все впечатления о Туле (хотя здесь она права — город и правда хорош и в плане сохранения традиций, и в плане современного благоустройства), то ее пожелание коллегам из российской глубинки таково: верьте только своим глазам. Не чужому мнению. Не стереотипам. Только своим глазам.

Канал RT, по ее словам, сегодня вещает на многих языках в 47 странах, аудитория зрителей составляет около ста миллионов человек в неделю. Такая популярность возмущает западные СМИ, они пытаются искусственно, техническими методами ее понизить. В RT научились оборачивать это в свою пользу. Их лозунги — «Узнай, кого мы хакнем следующим», «ГРУ называет нас машиной пропаганды», «Узнай, как называем ГРУ мы» и другие — только прибавили поклонников.

— Большая часть мира с восхищением смотрит на Российскую Федерацию, в том числе индусы, арабы, китайцы, латиноамериканцы… — отметила Симоньян.

О человечности

Первый заместитель гендиректора ВГТРК Андрей Кондрашов дал такой совет: чувствовать свою ответственность за происходящее в стране. Журналисты, по его убеждению, могут играть и за, и против безопасности. Подчас событие, способное поднять рейтинг программы, может спровоцировать панику и страх, что перерастет в еще большую катастрофу. Но стоит ли того популярность?

— Журналист всегда должен помнить про принцип «не навреди», — позже вернулась к этой же теме ведущая НТВ Ирада Зейналова. — Я бы не хотела, чтобы мой сюжет дал сигнал к действию сумасшедшего. Все-таки у телевидения образовательно-воспитательная функция.

Присутствовавшие задавали Зейналовой вопросы о будущем медиасферы и о том, как сделать свою работу более эффективной. Ирада посоветовала прежде всего провести соцопрос, чтобы узнать аудиторию своего СМИ и понять ее потребности и желания. А на вероятность того, что нас, журналистов, в скором времени заменят роботы, она смотрит скептически.

— Исследования говорят, что в прошлое не канут профессии, связанные с человеческим сопереживанием, теплом и эмоциями. А это именно то, что имеет большое значение в нашей работе, — отметила Зейналова.

Об интересном и волшебном

Событие там — где журналист, уверен первый заместитель директора Дирекции информационных программ Первого канала Антон Вольский, перед которым стояла задача рассказать участникам форума о создании рейтинговых программ и о местных темах, интересных всей стране. И вот что занимательно: помимо крупных ЧП и визитов президента прославить регион сможет… что угодно. Никто не знает наверняка, что «выстрелит» или «зацепит», или «взорвет». Все это «волшебство», сказал эксперт.

После выступления Вольского, представители липецкой делегации в личной беседе поинтересовались, как разнообразить содержание газеты, чтобы идти в ногу со временем. Антон Николаевич рассудил, что наша сильная сторона — в тесных и дружественных связях с органами власти, дающих возможность в материалах опираться на компетентные мнения. Но издание в любом случае в первую очередь должно ориентироваться на читателя. Его совет: развивать новые формы информирования и, прежде всего, интернет-версию газеты. Практические рекомендации по этому направлению мы получили во второй день форума.

Взгляд изнутри

Как быть ближе и интересней аудитории, знает кинорежиссер, сценарист, актер, а еще и ведущий НТВ Тигран Кеосаян. «Наша беда — в отсутствии самоиронии», — сказал он. Имел ли он в виду работу телеведущих или всех представителей СМИ? Наверное, немного доброго юмора по отношению к себе — как к человеку, так и к специалисту — никому не пойдет во вред. Да и издание, каким бы важным оно ни было, тоже может позволить себе чуть-чуть несерьезности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *