В РАМКАХ проекта Издательского дома «Липецкая газета», который называется «ГЕРОИ ПРОШЛОГО – НАСТАВНИКИ НАСТОЯЩЕГО»
редакция молодежного интернет-журнала «ЁЖ» прикоснулась к творчеству известного в регионе фронтового корреспондента, нашего земляка Ивана НАРЦИССОВА, которому, кстати, 16 апреля текущего года исполнилось бы 110 лет.
Благодаря одному из кураторов проекта – главному редактору областного детского журнала «Золотой ключик», члену Союза журналистов России Софье МИЛЮТИНСКОЙ на страницах периодических печатных изданий Издательского дома «ЛГ», в частности в «толстушке» – номере «Липецкой газеты» в среду – началась публикация серии фотографий Ивана Александровича, подкрепляемых материалами о героях фото.
Например, фото, сделанное в победном 1945 году, называется «Советские граждане, освобождённые от фашистского рабства».
– Но мне кажется, – говорит главред «ЗК» Софья Милютинская, – название «За минуту до встречи с сестрой» было бы точнее. И аргументирует свои доводы статьей «Аня! Анечка! Сестренка!»
ПОЧИТАЙТЕ!
…Своё единственное стихотворение военный корреспондент, фотограф, соавтор пятитомного труда «Великая Отечественная война в фотографиях и документах», капитан запаса Иван Александрович Нарциссов написал на обратной стороне фотографии, которую в 1942 году отослал своей маленькой дочке Марианне в Липецк:
«Слушай меня, детка!
Слушай, Марианна!
Папа твой вернётся — поздно
или рано…»
С винтовкой, старенькой «лейкой» прошагал Нарциссов по передовым до самого Берлина. Его снимки — та самая классика фронтового жанра. В годы войны их публиковали во многих газетах. А после Победы — в периодических изданиях Липецка, Москвы и многих-многих городов страны.
Каждый снимок связан с чьей-нибудь судьбой. Да, не о каждой судьбе мы теперь знаем. Но историю некоторых фотографий Нарциссов описал в своём дневнике, который перед смертью передал в Государственный архив Липецкой области. Эта небольшая бесценная тетрадь. Открыла — и не могла уйти из архива до позднего вечера, с замиранием сердца разбирая слова на пожелтевших страницах.
Мне выпало счастье держать в руках живую историю. И та самая классика фронтового жанра обрела новую глубину — когда фотография, историю которой ты узнаёшь, раскрывает перед тобой эпоху и людей, ковавших Победу.
На письма нет ответа
Этот снимок сделан в одном из немецких городов весной 1945 года. Перед солдатом лежит регистрационная книга. Сюда он записывал имена, фамилии и адреса людей, которых накануне освободили из фашистской неволи. На следующий день им предстояло возвратиться домой.
Солдата зовут Алексеем, а фамилию в дневнике Нарциссова я разобрала плохо и не ручаюсь за абсолютную точность (скорее всего, Титаренко). Он родом из Минска, был призван в армию осенью 1940-го года и известие о начале войны встретил на службе. Дома у Алексея остались мама, бабушка и две младшие сестры, школьницы.
До войны письма от родных Алексей получал регулярно. И — перестал… Конечно, он знал об оккупации. Доходили вести и о зверствах фашистов, и о массовых казнях, и о подпольном сопротивлении. Алексей утешал себя: может, всё-таки удалось эвакуироваться? Спастись? Может, живы, не попали под расстрел?
Сам же солдат воевал исправно. Грудь украшали медали, правда, не обошлось без ранений. Так шло время — трудно, мучительно, рискованно, между боями и постоянным страхом за родных. И вот настал долгожданный день, когда наши войска освободили Минск. Как радовался Алексей! Он стал писать домой каждый день. Писал маме, соседям, перебирал в памяти всех знакомых, которые могли бы получить весточку. Но тщетно… Почта молчала…
Помните произведение «…А зори здесь тихие»? Боец Соня Гурвич тоже была родом из Минска. И на вопрос: «Родители есть?» — ответила: «Пожалуй, сиротствую…». Вот и в Алексее эта мысль с каждым днём становилась всё крепче. Он приказывал себе думать только о Победе, а уже после войны вернуться домой и всё увидеть своими глазами. Но приказ не всегда можно выполнить.
За минуту до встречи
И вот — день, запечатлённый на фотографии. Алексей сидел за столом. Рядом с ним — измождённые, смертельно уставшие, ещё не до конца осознавшие свободу люди. Алексей не смотрел на них, непрерывно записывал, что ему диктовали, то и дело повторяя: «Следующий!».
— Следующий!
— …
— Следующий!
— Титаренко Анна, Минск.
— Следующий!
— …
— Следующий!
— …
И вдруг отчаянно и сильно ёкнуло сердце. Что же это он? Записал машинально — и даже не задумался? Алексей поднял голову, но никого не узнал. И, боясь поверить своему счастью и упустить его, крикнул прямо в толпу:
— Аня! Анечка! Сестрёнка!
Никто не ответил. Толпа замолчала.
— Сынок, тут твоя сестра? — ласково спросила какая-то женщина.
Алексей кивнул — говорить он уже не мог, душили слёзы.
— Что же мы, бабоньки? — спросила женщина, обращаясь к остальным. — Давайте хором!
— Аня! А-неч-ка!
Имя подхватили все. Эти люди хорошо понимали чужое горе. Впереди их ждала Родина, разрушенные дома, разлучённые семьи. Каждому предстоят долгий путь, радостный и горький. И все были рады, что вот сейчас, в эту минуту, они чью-то дорогу к счастью сделают короче.
— А-неч-ка! А-неч-ка!
Толпа расступилась, пропуская худенькую девочку. Алексей посмотрел на неё недоверчиво, чуть не решив, что обознался. И вдруг встал, бросился к девочке, обнял и заплакал. Она заплакала тоже.
Оказалось, что в живых у Алексея больше не осталось никого. Бабушка в дни оккупации спустилась в погреб, где были спрятаны кое-какие продукты. Фашисты заметили это и бросили туда гранату. Маму и вторую сестрёнку сожгли. А Аню (в то время она была ещё крепкой девочкой) определили на работы в Германию. Всё это время она верила, что брат жив и спасёт её.
Фотограф от Бога
Уже в 12 лет Иван Нарциссов (1913 — 1986) увлёкся фотографией, а в пятнадцать опубликовал свою первую заметку в газете «Липецкая коммуна». Посвящена она была Верхнему парку. В 1939 году по направлению комсомола Иван Нарциссов работал фотокорреспондентом в республиканской молодежной газете «Комсомолец Киргизии» в городе Фрунзе.
За год до Великой Отечественной войны был призван в Красную Армию, служил в Туркмении радистом. Войну Нарциссов начал с октября 1941 года под Ельней Смоленской области, а завершил в Берлине. Победу встретил с двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы». После войны публиковал свои работы во многих изданиях, работал фотокорреспондентом в газете «Ленинское знамя».
Библиография журналистских работ, посвящённых жизни и творчеству Нарциссова, огромна. А в 2011 году вышла книга «Война крупным планом», на страницах которой были собраны его лучшие фронтовые фотографии. Вскоре в доме на улице Космонавтов, где в последние годы жил Нарциссов, установили мемориальную доску.