Понедельник, Ноябрь 25Тел. (4742) 50-17-68, E-mail: p.ignatov@list.ru

«Почту» подписывают на субсидию

Комитет Госдумы по информполитике просит правительство вернуть «Почте России» ежегодную субсидию на доставку газет и журналов, которая до 2014 года составляла 3,5 млрд руб. С учетом инфляции на эти цели теперь нужно 9 млрд руб.: такая субсидия сделает прессу по подписке дешевле, чем в рознице, и увеличит спрос на нее, надеются участники рынка. Минкомсвязь против субсидии: даже с ней подписка была для «Почты» убыточной, а увеличивать ее бесконечно невозможно.

Комитет Госдумы по информполитике в обращении к правительству предложит вернуть субсидии для «Почты России» для сдерживания роста цен на доставку подписных изданий, сообщил «Ъ» глава комитета Александр Хинштейн. Обращение о мерах поддержки СМИ будет отправлено 13 мая, его содержание обсуждалось 12 мая на заседании комитета.

«Очевидно, это будет одна из самых дорогих мер поддержки, но, просчитывая итоговую сумму субсидий, мы должны учитывать, что «Почта России» уже не ФГУП, а АО, поэтому ориентироваться имеет смысл на потребности издателей», – объяснил господин Хинштейн («Почта России» стала АО со 100-процентным госучастием 1 октября 2019 года). Впрочем, вопрос с субсидией «наверняка не решится одним обращением» комитета, «поскольку речь идет об огромных средствах и о политическом решении», отметил он в ходе заседания.

До 2014 года «Почта России» получала ежегодную субсидию в 3–3,5 млрд руб., что позволяло ей покрывать убытки от доставки подписных изданий.

В 2015 году субсидию отменили, и, хотя тарифы на подписку, по данным Союза предприятий печатной индустрии (СППИ), выросли в три раза, подписка все равно осталась для «Почты России» убыточной. Каждый год она выделяет около 1,5 млрд руб. в виде скидок на доставку 2,5 тыс. изданий, рекомендованных экспертным советом при Минкомсвязи. Издатели настаивали, что рынку этой льготы недостаточно, потому что в стране издается более 50 тыс. газет и журналов.

В 2018 году «Почта России» не повышала тарифы на подписку, в 2019-м они выросли на 7%. Тарифы на первое полугодие 2020 года были повышены на 10%, больше в этом году повышений не планируется, сообщил представитель «Почты России», отметив, что цены ежегодно пересматриваются с учетом индексаций зарплат почтальонов, которые составляют большую часть затрат на последнем этапе доставки. Убыток предприятия от доставки за 2017 год составил более 2 млрд руб., за 2018 год – более 1 млрд руб., при этом скидки на социально значимые издания сохраняются, добавил он.

С учетом инфляции размер субсидии, которая сейчас могла бы покрыть убытки почты от доставки прессы, составляет около 9 млрд руб., оценил вице-президент по распространению печатной продукции СППИ Александр Оськин. Ее возвращение будет способствовать снижению стоимости изданий по подписке для конечного потребителя до 70% и «подписка наконец станет дешевле розницы, что является нормой для всех стран, где подписка субсидируется», говорит он.

Снижение подписных тиражей прекратится, только если сама «Почта России» прекратит поднимать тарифы, добавляет гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков.

Субсидия на доставку подписных изданий населению должна составлять не менее 7–9 млрд руб. в год с последующей ежегодной индексацией, соглашается он, она «жизненно необходима» с учетом больших расстояний, из-за которых цены делают прессу недоступной для значительной части населения. «В Латвии, к примеру, на доставку подписных изданий сельскому населению выделяются субсидии €3 млн в год, в Германии доставка субсидируется государством на сумму €60 млн, в США – более $200 млн в год», – перечисляет господин Новиков.

Субсидирование будет противоречить новому статусу АО «Почта России», но избежать этого можно, изменив закон «О почтовой связи», – отнести подписку к универсальной почтовой услуге, тогда она перестанет быть услугой коммерческой, добавил Александр Оськин.

В Минкомсвязи выступают против предложения. «В годы, когда субсидия существовала, скидки получали издания вроде «Моя любимая дача», различные кроссворды и астрологические прогнозы, и подписка для «Почты» все равно была убыточной, – указывает замминистра Алексей Волин. – До бесконечности увеличивать дотации не было возможности. Если мы вернемся к дотированию «Почты России» на подписку, средств все равно на всех не хватит, а финансовое положение компании ухудшится». Достаточно эффективным механизмом, настаивает он, остается система скидок на доставку, рекомендованных экспертным советом, которая распространяется на социально значимые издания.

Валерия Лебедева, Юлия Тишина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *