Журналист Издательского дома «Липецкая газета», кстати, димломант конкурса Союза журналистов России «Лучшее журналистское произведение-2020» Александр Гришаев, буквально накануне масштабного медиафорума современной журналистики «Вся Россия-2020» в городе Сочи подготовил добротный материал об одном из самых узнаваемых и востребованных спортивных комментаторов страны, земляке Денисе Казанском. Публикация увидела свет в новом стильном журнале «ЛИЦА Липецкой области», который приоритетно пишет только об обычных людях. И вызвала большой интерес у читателя.
Денис Казанский — в топе узнаваемых и востребованных спортивных комментаторов. Его обзоры смотрят миллионы российских зрителей, не говоря уже о тех, кто слушает Казанского из динамиков радио. Он мог бы стать профессиональным хоккеистом, но благодаря хоккею попал в журналистику.
Переломный момент в жизни Дениса Казанского случился 15 лет назад. Тогда 26-летний ведущий новостей липецкой телекомпании «ТВК» в качестве заявки на участие во Всероссийском конкурсе спортивных комментаторов «Шанс», который проводил НТВ-Плюс, послал свой 15-минутный комментарий матчей футбольного «Металлурга» и хоккейного «Липецка». Остальные конкурсные туры проходили в Москве. В итоге Дениса признали лучшим среди 300 претендентов и предложили контракт в столице. В следующем году Казанский покинул Липецк.
Московские окна роста
В Москву Денис, как ему тогда казалось, переехал как вполне себе сложившаяся личность. За плечами филфак ЛГПУ с углубленным изучением английского языка, армия и большой опыт работы на ТВ. Уезжал из Липецка с чётким понимаем того, что если развиваться в профессии, нужно искать возможности для дальнейшего роста. Главная цель тогда — работа в программе «Футбольный клуб» Василия Уткина, где уже были топовые спортивные репортёры Тимур Журавель, Сергей Акулинин и Андрей Чегодаев. Денису очень хотелось оказаться в этой компании. О комментаторстве он тогда не мечтал. Только спустя девять месяцев боссы допустили его к первому матчу как комментатора.
— Довольно долго я ходил по редакции и столбенел при виде известных журналистов — героев детства, — вспоминает Денис. — Очень их боялся и называл исключительно на «Вы». Зато как приятно было потом, когда маститые комментаторы стали меня узнавать!
В отличие от многих молодых коллег по цеху, от уже тогда «великого и ужасного» Уткина Казанскому «прилетело» лишь однажды.
— Это была одна из первых моих командировок и не куда-нибудь, а на чемпионат мира 2006 года, — вспоминает Казанский. — Уткину показалось, что я с какой-то «сказочной» интонацией начитал сюжет о тренировке сборной Японии. Он по телефону устроил настоящий разнос, со всеми переливами. Тогда я подумал, что получил ни за что. А потом понял: он был прав.
Найти в проблеме приключение
В новых условиях пришлось перестраиваться и многому учиться.
— Перед трансляциями готовил для зрителей массу интересного, на мой взгляд, материала, но «выливал» его за первые десять минут, — вспоминает Денис. — О чём потом говорить, если уже загрузил людей информацией под завязку? Постепенно учился грамотно выстраивать репортаж. В этом помогли выдающиеся мастера — Василий Уткин и Юрий Розанов. На мой взгляд, именно они и Дмитрий Фёдоров создали жанр современного спортивного комментария. Это уже не советская школа — это другие каноны. Я же по-прежнему в поиске своей манеры комментирования. Но это в определённой степени заставляет быть в тонусе.
Денис говорит, что один из самых важных советов, оказавшийся полезным не только в профессиональном, но и в житейском плане — заменять слово «проблема» на «приключение». Репортаж должен быть позитивным. Например, в хоккее ты можешь сказать «хоккеист А проиграл вбрасывание», но это негативная эмоция. Лучше — «хоккеист Б выиграл вбрасывание». По сути ничего не произошло, но это та важная деталь, которая чувствуется и тобой, и зрителями. Гол — следствие чей-то ошибки. Если, разбирая его, ты сосредотачиваешься на том, как плохо кто-то сыграл, — это дает негативный оттенок репортажу. Зритель включает телевизор, чтобы отвлечься, а ты добавляешь отрицательные чувства в его жизнь. Подметить ошибку можно, но фокусироваться на ней не стоит. Лучше сказать, как кто-то круто играет в атаке, чем кто-то плохо в защите.
И коробочка с газоном
Позаботиться в Москве пришлось и о том, как лучше выглядеть в кадре. На липецком ТВ в 90-е годы гримёров и костюмеров не существовало. Никто не заморачивался: галстук, пиджак, выглаженная рубашка — и нормально.
— Впервые об имидже задумался, когда поехал в английский корпункт, — говорит Денис. — Стал смотреть все футбольные программы — на Sky, BBC: как подбираются костюмы, как выглядят ведущие, как «работают» детали. Сказать, что с тех пор покупаю исключительно брендовые вещи, не могу. Я же не футболист. Самый дорогой у меня — «нашпигованный» пуховик известной канадской фирмы. Ещё халат очень дорогой, расшитый золотом — в Узбекистане подарили.
Но по-настоящему ценная и бережно хранимая Денисом вещица — коробочка с газоном со стадиона «Олд Траффорд» 1999 года. В том сезоне его с детства любимые манкунианцы сотворили золотой хек-трик, выиграв Лигу чемпионов, чемпионат и Кубок Англии.
Смокинг для казино
В бытовом отношении столичная реальность оказалась суровее, чем ожидалось. Первое время жил в общежитии. Денег не хватало, и всё чаще приходили мысли вернуться в Липецк. Но нужно было перетерпеть, перебороть себя и обстоятельства. У Дениса это получилось. И мечты, в том числе и детские, стали воплощаться наяву.
Одна из них исполнилась весной этого года. Казанского пригласили в клуб «Что? Где? Когда?». В интеллектуальном казино он представлял интересы букмейкеров — партнёров легендарной телевикторины.
— Для меня эта программа, как и «КВН», и «объект культурного наследия», и детские воспоминая, — говорит Денис. — Когда вечерами смотрел игру с родителями. На экране тёмная комната где-то в Москве, с ярким игровым столом, и искренняя радость за незнакомых людей, нашедших за минуту ответ на сложнейший вопрос. И вот я сам в смокинге, в Охотничьем домике Нескучного сада. Рядом Козлов, Поташов, Сиднев, Друзь… Секунды хватило, чтобы понять, какая это большая и закрытая семья. Со своими заворотами и вспышками. Для меня участие в программе было очень важным и ответственным, в том числе и потому, что это другой канал. О возможности моего появления на Первом был серьёзный разговор с руководством, и оно пошло навстречу, за что я невероятно благодарен.
На кайф нет времени
Денис признаётся, что сегодня самой большой проблемой для него становится количество часов в сутках. Их, учитывая график работы на телевидении, постоянные командировки и участие во множестве интернет-проектов, явно маловато. Так же, как и для полноценного отдыха и общения с детьми.
— Старший, Матвей, ему 12, влюблён в баскетбол после фильма «Last Dance» и увлекается историей, — говорит Денис. — Младшему, Максу, семь, и он очень круто лепит и рисует. Проводить с ними время — настоящее удовольствие, но, к сожалению, редкое. Отдых — это же смена деятельности, так что отдыхаю, когда играю за команду журналистов в Ночной хоккейной лиге. Книги, сериалы — это всё и отдых, и подготовка к репортажу и студиям: пополнение словарного запаса, образность и метафоры.
Как и 15 лет назад, от того, чем он занимается, Казанский испытывает настоящий кайф. Такой же, как десять лет назад, комментируя в паре с Юрием Розановым игру между «Тоттенхэмом» и «Интером» на стадионе «Уайт Харт Лейн».
— Мы приехали в Лондон, чтобы работать на встрече «Челси» — «Спартак», но решили совместить приятное с полезным, — вспоминает Денис. — Невероятные чувства были и от самой игры, и от фантастических болельщиков, и от своей работы. В такие моменты лишний раз убеждаешься в правильности выбора профессии.
Были сотни других турниров и игр, в которых, по мнению Казанского, по-настоящему шлифовалось его мастерство спортивного журналиста. Например, финал Лиги чемпионов в Киеве, который он комментировал с Константином Геничем. Командировка в Канаду, на финал Кубка Стэнли-2012 — семь матчей, которые он отработал в одиночестве. И, конечно, первый в его жизни финал Лиги чемпионов «Барселона» — «Манчестер Юнайтед», которым, а точнее своей работой на матче, Денис до сих пор недоволен.
— Всегда непредсказуемый футбол, шайба, Олимпиады, чемпионаты Европы и мира, Лига чемпионов — как можно не испытывать от этого кайф? — искренне удивляется Казанский. — Почти всегда понимаю, что мог бы отработать тот или иной матч лучше, сделать сюжет интереснее. Это как в спорте. Если у тебя перед матчем есть волнение — значит, ты до сих пор в игре, если оно пропадает — пора что-то менять. Поэтому, когда меня спрашивают о лучшем, проведённом в качестве комментатора матче, отвечаю, что он ещё не сыгран.
Александр Гришаев