Пятница, Апрель 26Тел. (4742) 50-17-68, E-mail: p.ignatov@list.ru

Внимая отзвукам прошлого

Что может быть для автора делом возвышенней, чем написать книгу о своей малой родине? О том сокровенном месте на земле, где ты босым юнцом бегал по траве или дождевым лужам, купался в речке, загорал на песчаной ее кромке… Где были родители, соседи, друзья… Был мир, такой понятный и уютный, из которого в свой срок начался твой путь в большую жизнь…

Такую книгу написал ветеран липецкой журналистики, наш коллега Виктор Кузьмин. Его родина особая — это добровское село Трубетчино, некогда известное на всю Россию, да и в Европе о деятельности его владельцев знали не понаслышке. В Трубетчино в течение трех столетий находились родовые усадьбы нескольких дворянских фамилий. Последним был граф Михаил Толстой, хотя подлинной собственницей являлась его жена, Ольга Александровна Васильчикова — дочь Александра Илларионовича Васильчикова (бывшего в молодые годы секундантом на роковой дуэли Лермонтова), выдающегося земского деятеля, организатора кооперативного движения в России.

Вместе с братом Виктором, героем Крымской войны, бравшим штурмом ставку Шамиля Дарго, он превратил родовую усадьбу в уникальный хозяйственный комплекс, равных которому в нашей стране было немного. Впоследствии Васильчиковы породнились с другим выдающимся родом, жившим на липецкой земле — князей Вяземских, чье имение располагалось у села Коробовка Грязинского района.

Сегодня о роде Васильчиковых и Толстых известно достаточно много. Краевед и ученый Андрей Найденов, основываясь на архивных документах, создал очень подробную историю трубетчинского дворянского гнезда. Писал о Васильчикове и автор этих строк. То есть материала для книги «Отзвуки прошлого» у Виктора Кузьмина было немало. Но он, будучи журналистом, не мог не включить в ее структуру свои собственные воспоминания и впечатления о селе, ее жителях, об учителях и друзьях. А также о революционной смуте и судьбе усадьбы, завершившейся полным разором и забвением выдающихся трудов бывших ее владельцев.

Без сомнения, усадебный комплекс в Трубетчино, сохранись он хоть на треть, представлял бы огромный интерес для современников. Так же, как и усадьба Вяземских в Коробовке. И как важно, что еще одна книга о Трубетчино вышла в свет. Замечу, издание ее было профинансировано из бюджета сельского поселения, что также архиважно: местные жители хотят знать прошлое своего села.

 

Да, в книге есть неточности. К примеру, когда ее автор цитирует редкую работу Дмитрия Нацкого «Мой жизненный путь», где описан ряд усадеб Лебедянского уезда, то он выдвигает по сути фантастические гипотезы, связанные с ошибками самого Нацкого (или тех, кто готовил его книгу к печати) в названии того же села Замартынья, частью земель которого владели перешедший в православие немец Иван Штейн, впоследствии — четверо его сыновей, а в начале двадцатого столетия — его внуки. Ни Замартышева, ни Замогильного (так «расшифровали» название Замартынья издатели) в Лебедянском уезде и всей Тамбовской губернии не было. Как не было других дворян с ярко выраженной немецкой фамилией. А Замартынье получило название от реки Мартынец, исток которой в те далекие годы был у села Павелка, что под Лебедянью.

 

Но в целом, повторю, Виктор Кузьмин написал нужную и свое­временную книгу. Надо продолжить его работу — делами по увековечению памяти выдающихся владельцев села, представителей знатных дворянских родов, патриотов Родины и крупных хозяйственников, поучиться у которых не грех сегодняшним и будущим российским землевладельцам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *