Как театр начинается с вешалки, так и газета – с обложки. Большая по размеру, яркая фотография непременно заинтересует читателя. Главное, чтобы на ней были люди – радостные, неординарные, внушающие доверие, а ещё лучше – сами преданные читатели и подписчики, которые свою радость от фото на обложке разделят с родными и близкими. И тогда о газете узнает ещё больше людей.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МОЗГОМ
«Молодёжный вестник» – областная газета, входящая в медиа-холдинг «Издательский дом «Липецкая газета». Формат у нас А 4, однако некоторые липчане называют наше издание журналом. И дело не только в формате. Просто газета цветная, с обилием фотографий и качественных материалов – журнал, да и только, на первый взгляд. Но будучи журналистами, сотрудники «МВ» – всё-таки газетчики, которые, естественно, чутко реагируют на предпочтения читателей.
Хотите журнальный формат и большое фото на обложку? Пожалуйста. На первой странице каждого номера у нас часто появляются активные молодые жители региона. Обычный, казалось бы, снимок: девушка в русском народном костюме или парень за станком, но поскольку фотография – большая по размеру, она сразу бросается в глаза читателей.
Но отобрать и поставить на обложку хороший снимок – много ума, извините, не надо. Давайте не забывать про коллажи! Когда в областном центре проходил традиционный конкурс «Мисс студенчество Липецка-2016», мы решили на своей обложке представить его участниц. И сделали коллаж. Мало того – в самой газете-«журнале» подготовили опрос с каждой конкурсанткой. О выходе в печать необычного номера анонсировали в социальных сетях. Газету расхватали «на-ура».
Вдохновлённые успешностью задумки, мы вскоре вновь вернулись к идее коллажа на обложке. В этот раз оказалось, правда, посложнее, потому что центральный материал был посвящён… паранормальным свойствам человеческого мозга. Тема, конечно, необычная, и необычно её хотелось реализовать графически. Но только как? Думали-думали, и придумали. Взяли портретный снимок нашего внештатного фотографа (естественно, с его согласия), нарисовали на голове мозг (там, где он и должен находиться) и указали, за какие направления деятельности отвечают полушария. Сама публикация тоже получилась содержательной: с инфографикой и интересными фактами.
Поэкспериментировали и с обложкой на тему «Бессмертного полка». Рядом с большой фотографией с изображением участников акции с плакатами в руках указали маршрут движения шествия – получилось наглядно и необычно.
Другой обложечный момент, без которого не обойтись, – анонсы наиболее интересных материалов. В нашей газете они располагаются внизу полосы. Раньше было четыре анонса. С недавних пор сократили их до трёх, увеличив размер фото и текста к анонсам. Всё во благо читателей.
ЭСТЕТЫ И ПАТРИОТЫ
Считается, что женщина любит ушами, а мужчина – глазами. Любой читатель – тоже «мужчина»: на газетной полосе он хочет видеть не просто текст, а хорошо проиллюстрированный материал с обилием качественных снимков. И желательно, чтобы фотографий было больше. И чтобы они были большими.
Так мы стали публиковать фотографии на целую полосу (а формат у нас А 4, напомним). Героями снимков стали молодые ребята, преуспевшие в разных сферах деятельности. Причём фото тематическое: будь то реконструктор в наряде древнего воина, диджей за пультом или многодетная мама с детьми. Рядом со снимком размещаем наиболее интересные цитаты из текста о герое по соседству.
Впервые к этой практике мы обратились в конце 2015 года, когда готовили специальный выпуск о лучших молодёжных проектах Липецкой области. Читателям, судя по отзывам, настолько понравился этот редизайн, что мы решили использовать его и в «обычных» номерах.
Другим новшеством по следам спецвыпуска стало графическое обозначение авторов материала и снимка: рядом с ними появились соответственно импровизированный карандаш и фотоаппарат. Мелочь, а визуально приятно.
И, конечно, каждый читатель в душе не только эстет, но и патриот. Покупая или выписывая областную газету, каждый хочет найти материалы о своей малой родине. И чтобы облегчить поиск таких материалов, мы решили рядом с публикациями располагать мини-фото декоративных стел, которые стоят при въезде в каждый район и город области. Например, увидит ельчанин метку «Елец», и сразу захочет прочитать, прежде всего, этот материал.
СОЧЕТАНИЕ НЕСОЧИТАЕМОГО
Территориально Липецкая область – одна из небольших в России, но по развитию молодёжных медиа занимает лидирующие позиции в ЦФО. Что неудивительно: в каждом районе и городе живёт и учится активная молодёжь. Журналистам скучать тоже не приходится. Но как при обилии молодёжных мероприятий сделать так, чтобы жители, к примеру, южного, Хлевенского района знали, чем живут их сверстники из «северного» Данкова, и чтобы всё было наглядно?
«МВ» создал молодёжную карту, которая по своим контурам напоминает территорию Липецкой области. Её мы публикуем почти в каждом номере. На карте рядом с районом, где, например, состоялось интересное мероприятие, размещается небольшая информация в 2-3 предложения и фотография. В итоге вся жизнь молодёжи региона, как на ладони. В создании карты участвуют и читатели, которые из различных источников сообщают нам новости.
На этом наши эксперименты не закончились. Ещё в начале 2016 года в областном управлении молодёжной политики мы раздобыли план основных молодёжных мероприятий на год. И, конечно, захотелось им поделиться с читателями. Опубликовать в газете список акций, конкурсов, других проектов с указанием примерной даты и места проведения? Слишком просто, а просто – не значит лучше.
Начали думать и фантазировать. Вспомнили, что в июне во Франции состоится чемпионат Европы по футболу, где выступит, в том числе, сборная России. И «скрестили» на газетных полосах, на первый взгляд, несочетаемое: молодёжные мероприятия Липецкой области и крупный европейский турнир. Что получилось? Зелёное футбольное поле с игроками. «Футболисты» – молодёжные проекты нашего региона, цвет их «формы» – конкретное время года (зима, например, была голубой), да и «фамилии» не забыли указать – февраль, март, апрель… (имея ввиду месяц проведения мероприятий).
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Направляя усилия на создание печатной версии, «МВ» не забывает и о дружбе с Интернетом, что в конечном счёте находит отражение в газете. Например, в социальных сетях мы проводим соцопросы по злободневным темам, а скриншоты, то есть их копии, публикуем в издании. В свою очередь, размещаем в Интернете обложку свежего номера накануне его выхода в печать. Да и в самих текстах делаем ссылки на социальные сети, где можно увидеть фоторепортажи с молодёжных мероприятий.
К слову, специалисты отмечают, что некоторым современным читателям свойственно клиповое мышление, когда окружающий мир превращается в мозаику порой разрозненных фактов. Человек быстро «перескакивает» с одной информации на другую, быстро её «глотает» и требует следующую «порцию». Он изучает в основном не публикации, а фотографии. В таких условиях перед редакциями стоит задача удовлетворить визуальные потребности аудитории. Качественная обложка – один из ключевых пунктов решения этого вопроса.
Дмитрий БРОВКИН, главный редактор Липецкой областной газеты «Молодёжный вестник»