Для чего нашей редакции проекты? Ведь сегодня перед коллективом и так стоит столько задач, что на их решение иногда не хватает ни сил, ни рук, ни часов в сутках. Но каждый год в начале января мы снова собираемся вместе, чтобы определиться с темой очередного проекта. Он должен стать не только контентом из статей определённой направленности, а историей, где будут встречи, поездки, исследования, новые знакомства. И, конечно же, он должен вызывать большой интерес и горячий отклик у левтолстовцев. После проведённого анализа мы пришли к выводу, что большинству читателей наиболее интересны публикации о прошлом нашего района, много лет выходящие под рубрикой «Уголок России». Поэтому решили продолжить работу в этом направлении. Выбор пал на тему, по которой до сих пор осталось много нерассказанного, ведь долгие годы она оставалась за бортом информационного потока. К тому же мы полностью разделяем мнение, что без православия немыслима Россия. Так появился новый проект с названием «Тропою православия». Мы сообщили о нём читателям и пригласили их принять участие в его реализации.
Первым шагом стала встреча за круглым столом с духовенством Лев-Толстовского благочиния.
Кстати, подобные круглые столы с чаепитием и беседами на определённые темы давно стали нашей доброй традицией. Приглашая к разговору заинтересованных лиц, мы ежегодно начинаем с этого приятного мероприятия каждый редакционный проект года.
Настоятели храмов рассказали нам о православной жизни района, о реставрации зданий, о делах в воскресных школах и нашем, единственном в области, Музее православия. Мы, в свою очередь, сообщили гостям о планах по реализации проекта. В итоге журналисты получили благословение и одобрение священнослужителей и заручились их готовностью оказывать всестороннюю поддержку и помощь.
Основное внимание мы направили на почти 30-летний отрезок жизненного пути преподобного Илариона Троекуровского, связанный с нашим районом, поэтому побывали во всех местах, где жил Божий угодник перед переездом в Троекурово. Эта часть жизни святого освящается не так широко. Между тем на территориях, образовавших потом Лев-Толстовский район, он пребывал дольше, чем в Лебедянском районе.
Вслед за святым
Мы начали с поездки в село Головинщино, куда отрок Иларион приходил из родного села Зенкино Раненбургского уезда к своему духовному наставнику и большому другу священнику местного храма о. Трофиму. Он учился здесь грамоте, постигал основы православия, а чуть позже прятался от родителей, задумавших его женить.
Спустя время недалеко от Головинщина Иларион вырыл себе пещеру в так называемом Воловьем овраге, где жил отшельником 6 лет. Его известность в данный период приобретала всё больший масштаб, и к оврагу стекались многочисленные просители, чтобы получить от молитвенника мудрое наставление, утешение, благословение на начало какого-либо дела. Мы посетили это место. С тех лет оно, конечно, изменилось до неузнаваемости – в былые времена здесь стоял дремучий лес. Следов от пещеры тоже не осталось. Но до недавних пор здесь был Иларионовский источник. Как известно, о том, где копать колодец, подвижнику после усердных молитв был дан знак свыше. Есть сведения, что, живя уже в Троекурове, старец иногда просил принести ему воды из родника в Воловьем овраге. Местные жители, передававшие из поколения в поколение истории о жизни и чудодейственной помощи святого, всегда почитали это место. В 90-е годы уроженец села выделил средства на его основательное благоустройство: построил часовню, обустроил колодец, купель и спуск к ним. Но вода из источника ушла.
Тогда рядом был вырыт новый колодец, но спустя время пересох и он. Наверное, право пользоваться целебной водой надо заслужить искренними и усердными молитвами.
В часовне возле Воловьего оврага в дни памяти святого совершаются молебны. В этом году в числе прихожан на нём побывали и сотрудники газеты. По пути заехали к полуразрушенному головинщинскому храму. Правда, построен он был на месте старой деревянной церкви уже после того, как Иларион Троекуровский покинул эти места. Где-то неподалёку от храма находилась и церковная караулка, в которой Божий угодник прожил два года после того, как недоброжелатели разрушили его пещеру в Воловьем овраге.
Следующие пять лет жизни Иларион провёл в селе Карповка, переселившись туда по приглашению помещика князя Михаила Долгорукова. Известно, что князь поставил для него возле церкви удобную келью, а княгиня собственноручно обила её сукном. В Карповке к Илариону приезжал блаженный Иоанн, и эта встреча стала судьбоносной для отрока, впоследствии прославившегося как Сезёновский затворник.
В настоящее время Карповка относится к числу бывших сёл, и невозможно выяснить, где именно находилась келия подвижника, а также дом его покровителя и великолепный фруктовый сад с оранжереей из абрикосовых, персиковых и вишнёвых деревьев. Безмолвным свидетелем событий той поры был и остаётся каменный Иверский храм, построенный князем в 1808 году. В него преподобный приходил на богослужения. Сегодня полуразрушенная церковь печально глядит пустыми глазницами на опустевшее село и, к сожалению, не может рассказать нам обо всём, что происходило здесь на протяжении её многолетней истории.
После смерти князя невзлюбивший Илариона управляющий имением сделал жизнь преподобного в Карповке невыносимой. И в 1819 году смиренно и с молитвой за своих притеснителей он принял предложение соседних владельцев перебраться к ним в село Грязновка, а затем переехал в близлежащее село Колычёво. Когда мы отправились по пути его следования, то решили в Грязновку не заезжать, ведь Иларион прожил в этом селе совсем немного. Но, видимо, Божий угодник скорректировал наш путь, не допустив этого: раз уж взялись за дело – никаких пробелов. Мы по ошибке выбрали не тот поворот с трассы, и, попетляв между полей и посадок, грунтовая дорога привела-таки нас в Грязновку. Правда, теперь в этом селе уже никто не живёт.
Неожиданная встреча
Следующим пунктом назначения было Колычёво. Сегодня оно также является населённым пунктом только на карте: ни людей, ни построек там уже не осталось. Лишь одиноко возвышается над разросшимся бурьяном и кустарником фрагмент стены бывшего уникального, не похожего на других храма.
При попытках отыскать к нему подъезд нас ждал сюрприз. Мы уткнулись в старенький дом, буквально вынырнувший перед нами из буйных зарослей. За ограждением из прикрученных к деревянным столбам жердей рассмотрели ровную лужайку с многочисленным многоголосым семейством уток, индюков и кур, несколько коз, лошадь, ульи для пчёл. Под громкий лай ошалевших от непрошеных визитёров собак к нам вышел хозяин уединённого жилища. Скорее всего, приезд незнакомых людей его не обрадовал. Но, расспросив, кто мы и откуда, он согласился провести нас к руинам церкви и по дороге рассказал о своей жизни в опустевшем селе. Когда-то он вернулся в родительский дом, чтобы ухаживать за прикованной к постели слепой мамой. Жена, не выдержав здешней жизни, давно сбежала, дочь в юности умерла от менингита, есть сын, который иногда приезжает. Главной проблемой для отшельника является питьевая вода – после того, как перегорел насос в водонапорной башне, он вынужден пить прудовую воду. Пожаловался на сельхозпроизводителей: они перепахали все луга в округе, и ему из-за отсутствия пастбища пришлось продать корову. Изредка мужчина выезжает на стареньком мотоцикле или верхом на лошади за продуктами в соседнее село, но в основном питается со своего подворья.
Журналистская сущность сразу же ухватилась за идею написать интересный материал о жизни современного отшельника – «последнего героя» бывшего села, в голове уже замелькали строчки и почти придумалось название, но Анатолий быстро охладил наш пыл: писать о нём нельзя. Причина простая, но веская: прочитают, приедут, ограбят. Одну лошадь со двора у него, кстати, уже украли. Сдались, похоронив мечту об интересном репортаже, мы не сразу, а приезжали к мужчине еще несколько раз. Он благодарил нас за гостинцы: питьевую воду и продукты, – но в остальном был непреклонен. Когда мы поняли, что наши визиты стали нервировать человека, оставили его в покое. Здесь, как в медицине: главное – не навреди.
Что же касается проекта, то мы объяснили последнему колычёвцу, в чём его суть, и попросили вспомнить, не рассказывали ли когда-то старожилы, в каком месте села стояла келья Илариона Троекуровского. Анатолий понимающе покивал, но помощник в нашем деле из него не получился. Мы окончательно убедились в этом после слов: «Как, говоришь, звали того мужика? Не, не помню такого, при мне не жил. Да и фамилия не наша, не колычёвская».
В итоге, походив по земле, на которую когда-то ступала нога Божьего угодника, мы вернулись назад. Колычёво – последнее место нашего района, связанное с преподобным Иларионом. Отсюда он переселился в Троекурово Лебедянского района, где жил затворником 29 лет. Чтобы поставить точку в цикле публикаций, мы посетили основанную им обитель, поклонились его мощам и рассказали читателям историю монастыря.
Субботник возле церкви
В рамках проекта «Тропою православия» коллектив редакции принял участие в субботнике по благоустройству территории вокруг Спасской церкви села Круглого.
Выбор пал именно на этот объект не только из-за уникальности храма, построенного по проекту знаменитого архитектора Константина Тона, а ещё и потому, что местные жители, несмотря на их малочисленность, уже несколько лет по своей инициативе занимаются восстановлением церкви и поддерживают, насколько хватает сил и средств, в надлежащем порядке прилегающую территорию. А помогать, как известно, всегда приятнее тем, кто и сам не сидит сложа руки.
В день субботника, узнав о приезде добровольных помощников, пришли к храму все кругловцы, которые в состоянии держать инструменты – от самых маленьких до старейших жителей села. Наш коллектив начал работу по заранее составленному плану. Сначала мы уделили внимание клумбе, которую местные жители соорудили из камней и грунта на подъезде. Вскопали, посадили привезённую с собой цветочную рассаду, полили водой из ближайшего пруда, а затем, переведя дух, влились в общую команду борцов с бурьяном и кустарником. Местом действий стало старинное кладбище, занимавшее когда-то всю левую часть прилегающей к церкви территории. Помимо церковнослужителей, здесь нашли последний приют представители знатных дворянских сословий. Во времена богоборчества никто не озаботился сохранением этого места в неприкосновенном виде, и теперь, если бы не свидетельства жителей, трудно догадаться о наличии здесь захоронений.
И всё же несколько памятников чудом сохранилось. С одним из них связана удивительная история, в подлинность которой верится с трудом. Тем не менее этот случай имел место быть, и о нём нам рассказали селяне. Приблизительно в середине прошлого века перед местной школой задумали в духе того времени установить бюст вождя народа. Рассудив, что он достоин хорошего постамента, решили приспособить под него кладбищенский мраморный памятник подходящего размера. Изрядно попотев, доставили его к школе, тщательно счистили надпись, сбили крест и остроконечный верх, соорудили из цемента плоское основание и водрузили на него скульптуру. Неизвестно, сколько времени простоял бюст перед школой, но во время грозы в него ударила молния и разнесла на мелкие осколки. Перепуганные богохульники вторую попытку предпринимать не стали, но и тащить тяжёлый памятник на место не захотели. Не мудрствуя лукаво, вырыли неподалёку большую яму и закопали в неё гранитный монумент. Прошли годы. Инициаторы восстановления храма нашли место «захоронения», извлекли памятник из земли и на тракторе доставили назад к церкви. Но, несмотря на тщательное изучение архивов, найти могилу, с которой он был изъят, так и не удалось. Как и не удалось установить имя его «законного владельца». Правда, есть предположение, что им является граф Трушинский.
Кстати, накануне нашего приезда в кругловскую церковь привезли икону Илариона Троекуровского, освящённую на его мощах. Мы получили возможность одними из первых приложиться к святыне и приняли это за очень хороший знак: как будто сам святой Иларион встретил нас в этом храме и благословил на успешную и плодотворную реализацию проекта «Тропою православия».
Об иконах и устройстве церквей
За круглым столом в начале работы над проектом мы договорились со священниками рассказывать обо всех интересных событиях, происходящих в храмах района. И первая публикация не заставила себя ждать – настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Первомайском иерей Геннадий Феофанов пригласил нас посмотреть на новую икону, появившуюся в церкви. В день приезда, едва ступив под белокаменные своды, мы сразу обратили на неё внимание. Это икона блаженной Матроны Анемнясевской – святой Русской православной Церкви, прославленной в 1999 году. Как пояснил иерей Геннадий, её в благодарность за помощь заказал для храма в Свято-Троицком храме города Москвы один из прихожан. До этого момента мы ничего не знали о блаженной Матроне Анемнясевской, и настоятель Первомайского храма устранил этот пробел, а мы, в свою очередь, рассказали о ней нашим читателям.
Кроме того, мы обратили внимание на самую древнюю из икон храма – икону святителя Митрофана Воронежского. Как выяснилось, жители села спасли её от сожжения, долго хранили, а затем вернули в храм, как только он начал восстанавливаться. Мы нашли родственников хранителей иконы, чтобы подробнее узнать эту историю.
Интересно было послушать и об образах, заказанных для храма прихожанами или приобретёнными на их пожертвования. По тому, какие именно иконы захотели видеть в своей церкви жители, можно догадаться, что на сегодняшний день больше всего волнует и тревожит людей, о чём бы они хотели помолиться Богу. Например, у иконы «Неупиваемая Чаша» молятся об излечении пьющих родственников. Для многих семей сегодня пьянство близких является настоящей бедой и проблемой, и прихожанам Первомайского храма тоже есть о ком помолиться. Ещё одна икона, которую они захотели приобрести, – святых Петра и Февронии Муромских. Перед ней молятся о крепком супружеском союзе, о решении семейных проблем и неурядиц.
В завершение разговора первомайский батюшка рассказал нам о смысле, который заключён в планировке православных храмов.
Уникальный храм
В рамках проекта мы побывали в селе Зыково, которое расположено у самой границы с Чаплыгинским районом, чтобы посмотреть на Зыковский храм. Есть у него одна особенность, которая отличает его от всех имеющихся в округе: он был освящён уже после революции, в 1919 году, что по тем временам можно считать событием из ряда вон выходящим.
А дальше всё пошло по обычному сценарию: его закрыли в конце 30-х годов, здание приспособили под зернохранилище. Глядя с пригорка на окрестности, долгие годы храм является немым свидетелем медленного и неотвратимого вымирания лишённого православной души села. Судя по крепости его стен, возможно, когда-нибудь он останется последним строением в этих удалённых от цивилизации местах.
Поездка в Бигильдино
По совету благочинного Лев-Толстовского района Андрея Гусева мы рассказали левтолстовцам об иконе священномученика Иоанна Царскосельского – священника Русской православной церкви, который стал первой жертвой революционной бойни. Он родился и жил до зрелых лет недалеко от нас – в селе Бигильдино Данковского района. Поэтому, изыскав в плотном творческом процессе свободное «окошко», мы отправились на малую родину священномученика. О встрече в сельском храме Богоявления Господня заранее договорились с его настоятелем иереем Иоанном Чепрасовым, проживающим в Данкове (найти номер телефона помогли данковские коллеги). Он провёл для нас экскурсию по церкви и прилегающей территории, ответил на интересующие вопросы, а в заключение вручил в подарок для редакции книги, изданные правнучкой Иоанна Кочурова Татьяной на основе рукописей, писем и воспоминаний родственников и знакомых. В итоге мы узнали почти всё о жизни человека, имя которого, к большому стыду и сожалению, до недавнего времени нам было неизвестно. А на страницах газеты появилась статья «Путь на Голгофу», которая нашла горячий отклик у наших читателей.
В Троицком храме
Мы не оставили без внимания и храм Святой Троицы, который находится в посёлке Лев Толстой. Он является сравнительно молодым – недавно отметил свой 110-й юбилей.
В ноябре 1910 года Троицкий храм был свидетелем событий, происходивших в связи с пребыванием на нашей станции Л.Н. Толстого. Сюда приходили близкие писателя, чтобы поставить свечи и помолиться перед иконами о здоровье великого человека.
Мерный пульс православной жизни посёлка был прерван в 1924 году. Храм закрыли, и в стенах Божьего дома разместили швейную мастерскую, которую затем надолго сменила местная школа. В 2000 году здание вернули верующим, начались восстановительные работы. О том, как происходило возрождение святыни, нам рассказала руководитель воскресной школы Эмма Шестакова. Эта интеллигентная женщина, бывшая когда-то журналистом районной газеты, поблагодарила нас за интересный проект и с радостью поделилась сведениями, в том числе и о воскресной школе, недавно отметившей 20-летний юбилей. К сожалению, та наша встреча с Эммой Сергеевной стала последней. Спустя время она, имея и без того слабое здоровье, умерла от коронавирусной инфекции.
Проект «Тропою православия» вызвал большой интерес и одобрение наших читателей. Сотрудникам же редакции работа над ним подарила массу ярких эмоций и существенно обогатила копилку полезных знаний. Но точка пока не поставлена. До конца года у нас запланировано ещё много встреч и поездок.
Светлана Дроздова, главный редактор Лев-Толстовской районной газеты «Народное слово»