В разные годы нашу газету возглавляли яркие личности.
Профессиональная революционерка — в девятнадцать лет вступила в большевистскую партию. Хозяйка явочной квартиры. Печатала и распространяла листовки. От ареста вынуждена была спасаться в эмиграции. Вела агитацию среди заводских рабочих. Редактировала фронтовую газету.
Храбрый летчик, командир звена штурмовиков-бомбардировщиков в годы Великой Отечественной. Сто сорок боевых вылетов. Участвовал в битвах на Курской дуге, освобождал Румынию, Югославию, Венгрию,
Австрию. Ордена, медали. Звание Героя Советского Союза.
Типичный питерский интеллигент, мальчик из хорошей семьи. Захотелось, однако, попробовать поработать руками — окончил фабзауч, поступил в электродепо на Балтийском вокзале, обслуживал первые советские электропоезда. Но случайно заглянул в редакцию газеты, начал писать. Поступил в Коммунистический институт журналистики. Слушал лекции Кольцова и Зощенко.
Что общего между этими людьми? Лишь одно: в разное время они были редакторами нашей газеты. Точнее — газет, наследницей которых стала «Липецкая». Большевичку Ольгу Вейланд в 1918 году избрали сразу председателем Липецкого уездного комитета РКП(б) и редактором «Известий Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». «Это был трудный и незабываемый год в моей жизни. Шла гражданская война, связь с Тамбовским губернским центром была очень слабой. Читали «Правду», решения партии и правительства и делали выводы». Так позже вспоминала о себе двадцатипятилетней Ольга Самойловна, уважаемый ветеран, почетный гражданин города Липецка.
Герой Советского Союза Иван Фролов оказался в редакторском кресле через три с половиной десятка лет после Вейланд. Газета тогда, на старте пятидесятых, называлась «Липецкая коммуна».
Анатолий Козунов руководил редакцией «Ленинского знамени» двадцать лет. И шестнадцать — областной организацией Союза журналистов СССР. В числе первых советских газетчиков получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». При нем тираж «Ленинского знамени» вырос с сорока пяти до ста двадцати тысяч экземпляров.
Редактор — это характер.
Или, как удачно сказал еще об одном лидере «Липецкой газеты» Владимире Савельеве
его товарищ по перу, это человек с прямой, негнущейся спиной. Вероятно, так справедливо оценить не только Владимира Федосеевича, но и многих других талантливых, принципиальных людей, что на протяжении целого века сменяли друг друга во главе журналистского коллектива.
Театр отражает творческое кредо главного режиссера. Оркестр спаян волей главного дирижера. А в газете и главного режиссера, и главного дирижера называют главным редактором. Он собирает команду из непохожих, самолюбивых, непростых, верящих в свое особое призвание репортеров, очеркистов, публицистов. Он объединяет их своим видением времени, идеями, представлениями о том, что нужно, важно, интересно читателям. Но, разумеется, для этого он должен быть личностью. «Липецкой газете» на личности везло. Недаром у лучших редакторов была яркая догазетная, доредакционная биография.
О некоторых из них вы уже знаете. А вот еще — Виктор Коб-зев. Подростком собирался быть железнодорожником. И стал им. Правда, овладевал профессией в солдатской гимнастерке бойцом железнодорожных войск. Нередко под огнем врага, под разрывы бомб. А первую заметку в районку сочинил после войны. И больше не выпускал из рук пера. Писал много, горячо, неутомимо. Сменив на редакторском посту Анатолия Козунова, трудился с какой-то неукротимой жадностью. Сквозной темой для Виктора Митрофановича были жизнь села, судьба крестьянина. Самая весомая похвала, какую мог заслужить его подчиненный, звучала так: «Он пашет как К-700». Но если кто в редакции так и пахал, то только сам Кобзев.
Имя Владимира Савельева в этих заметках вам уже встречалось. На Руси никогда не было времени спокойного, комфортного, легкого. Но Владимиру Федосеевичу достались особенно трудные испытания. Он редакторствовал почти пятнадцать лет — но каких! Девяностые с их разрухой, растерянностью, когда энтузиазм поверивших Ельцину и Гайдару сменился усталостью и непониманием, куда ж нам плыть…
Но Савельев не сомневался в силе слова, правде и следовал мужественному правилу: делай что должно, и пусть будет что будет. Посреди мельтешения партий-скороспелок, нескончаемой политической демагогии он повторял: наша партия — «Липецкая газета». Это означало одно: наша партия — десятки тысяч читателей. Они нуждаются в помощи, в честной информации, в умном собеседнике, способном что-то прояснить, предложить верные ориентиры.
Либеральная публика откровенно душила газету и без всяких церемоний стремилась избавиться от упорно защищающего свои принципы редактора. Но журналисты встали за Савельева стеной. Они объявили забастовку. Это была первая протестная акция в стране после пресловутой «августовской революции». И команда Савельева выиграла в матче без правил, устроенном фальшивыми демократами.
Рассказать обо всех наших «главных» в одной публикации не получится, даже если очень кратко. Между тем за кадром остались замечательные люди — с прямой спиной, чувством достоинства, высокие профессионалы. Это Алексей Трубников, чьим журналистским университетом была фронтовая многотиражка. Это Иван Бобков, который, кажется, ни разу в жизни не повысил голоса — и потому что не любил покрикивать, и потому что в этом не было надобности, ведь к нему и так прислушивались даже самые строптивые. Это еще где-то полтора десятка газетных главрежей, причастных к ежедневным газетным премьерам — выходу очередного номера. Благодаря им наша газета и прожила сто лет, не сбилась с дороги, ее не сбросили в кювет, на обочину крутые и резкие повороты истории.
Исаак Розенфельд