Каждый раз с удивлением и даже ужасом я реагирую на вопрос коллег: «А что вы делаете, если журналист неделю писал статью, а в газету она не пошла?». И всегда задаю встречный вопрос: «А при каких обстоятельствах такое может произойти?». Для меня это дико и непонятно.
Да, мы, журналисты, люди творческие. И в нашей редакции творчество не ограничено какими-либо рамками, но для удобства прописаны четкие алгоритмы действий. Давайте разберем на примерах.
Во-первых, есть четкий план-макет газеты, расписанный по жанрам и рубрикам. Это очень упрощает работу. И, да, в 2025 году мы этот план изменили. Например, закрепили на шестой полосе материалы, посвященные Году защитника Отечества, а каждый журналист выбрал себе на эту полосу по три рубрики. И мы их там чередуем.
Во-вторых, мы проводим планерку раз в неделю, но расписываем планы на месяц. Например, в конце февраля мы на планерке продумаем все номера марта, кроме полосы с новостями. А потом еженедельно будем все уточнять, обновлять, обсуждать.
В-третьих, у каждого обозревателя есть четкое понимание, какой инфоповод мы отрабатываем, а какой не стоит нашего внимания. И, если отрабатываем, то есть четкое понимание: это подходит лишь для поста в соцсети; это для газеты; это и для сайта, и для газеты.
В-четвертых, мы не живем от планерки до планерки, а в постоянном режиме проговариваем вновь всплывающие подробности того или иного материала и решаем, куда движемся дальше.
В-пятых, мы никогда не стучимся в двери на удачу. Всегда находим телефоны и заранее договариваемся о встрече. Если нужно ехать в дальнее село, то назначаем там не менее трех встреч. Да, все они не пойдут в один номер, но это все равно экономит время и силы.
В-шестых, у нас есть алгоритмы и в рекламе. Четко прописаны в отдельном файле сезонность, государственные праздники, профессиональные праздники.
В-седьмых, мы считаем полученный доход и вычисляем остаток до планового показателя в конце каждого дня, недели, поэтому к концу месяца у нас никогда не случается сюрпризов. Мы знаем куда и как идем.
В-восьмых, при ведении соцсетей опытным путем мы вычислили два варианта временных промежутков между постами, которые позволяют наращивать аудиторию: это 1,5 и 2 часа. Если делать интервал в 1 час или меньше, то люди начинают отписываться. Если делать интервал в 3 часа, то охваты падают.
В-девятых, каждый обозреватель знает, сколько фотографий нужно сдать для размещения в соцсетях, а сколько положить в папку номера для верстки газеты.
В-десятых, на каждый номер газеты у нас есть своя пронумерованная (так же, как и номер газеты) папка, в ней — папки «Тексты», «Фото», «ПДФ». В папке «Тексты» лежат текстовые файлы. Для удобства каждый назван одним определяющим этот материал словом.
В самом начале названия файла стоит номер полосы, на которой выйдет этот материал. В конце — знаки «+». Если стоят два плюса, то дизайнер видит, что текст вычитали и корректор, и редактор, и его можно брать для верстки.
В папке «Фото» лежат папки, названные так же, как и тексты. Это прописные истины, которые экономят время, увеличивают КПД и очень удобны.
Творчество в нашей редакции не ограничено, но все действия при этом основаны на четких алгоритмах, упрощающих жизнь.
Татьяна Писклова, главный редактор газеты Борисоглебский вестник», журналист, педагог и бухгалтер-аудитор по образованию и призванию
Журнал «Журналистика и медиарынок» Союза журналистов России, № 5-6, 2025
