Понедельник, Ноябрь 25Тел. (4742) 50-17-68, E-mail: p.ignatov@list.ru

Мы русалку провожали – Дерева в лесу дрожали…

В рамках Года культурного наследия народов России и редакционного проекта «Традиции» коллектив «Народного слова», заручившись поддержкой работников культуры, решил изучить самые яркие обряды предков, пришедшие к нам из глубины веков.

Сейчас фольклористы и работники культуры по крупицам собирают бесценное и самобытное наследие народа. Но несколько лет назад, когда был взят курс на светлое коммунистическое будущее, это наследие было сброшено, как ненужный, запылившийся багаж. Отголоски некоторых старинных традиций, передаваясь от поколения к поколению, до наших дней всё-таки доходили, правда, уже в «размытом», приблизительном варианте. Например, во времена моего детства одна их старожилов деревни в какой-то день начала лета жарила яичницу и отправляла нас, местную ребятню, в поля со словами: «Яичницу по чуть-чуть съешьте, а остальную во ржи оставьте. Нынче кукушку надо угостить да покрестить». «И что тогда?», – спрашивали мы в предвкушении интересного приключения. «Урожай богатым будет, а вам кукушка счастье накукует». Дальнейших вопросов мы не задавали – не терпелось отправиться в путь. Помню, всегда по дороге, как на грех, разыгрывался такой аппетит, что кукушка каждый раз рисковала остаться без угощения. Но ответственность свою за хороший урожай мы осознавали, поэтому поручение всегда выполняли. И если где-то в это время начинала куковать кукушка, радости не было предела: нам казалось, что она нас видит и благодарит. С возрастом вместе с воспоминаниями всё чаще возникал вопрос, что за обряд тогда мы исполняли, в чём его суть?

Сегодня материалов по этой теме хоть отбавляй, для любознательных белых пятен не остаётся. Яичница, кстати, присутствует во многих славянских ритуалах, направленных на увеличение плодородия, ведь яйцо – это символ жизни. А крещение и похороны кукушки является одним из самых древних, загадочных обрядов, включающих в себя множество ритуальных действий (в своём детстве я соприкоснулась, оказывается, лишь с одним его названием). Почему именно кукушка? С этой птицей были связаны определённые мифологические представления, она наделялась способностью предсказывать будущее, считалась воплощённой душой умершего или вестницей мира предков. Считалось, что на Петров день птицы изгоняют её из леса за то, что она не вьёт гнезда и не выводит птенцов. А ещё существовало поверье, что с Петрова дня кукушка перестаёт куковать и исчезает или превращается в ястреба. Кукование, затянувшееся за Петров день, расценивалось как предвестие беды. Поэтому её и хоронили. Люди верили, что ритуальная птица может унести все горести, накопленные за год.

Для обряда изготавливалась кукла-кукушка. Наши предки ритуальный предмет бросали в ржаное поле, или сажали под кустом, или привязывали к дереву, или сбрасывали в реку. В некоторых местностях фигурку хоронили в укромном месте прямо в земле. Мы пошли по более лёгкому пути – припрятали её в траве. При «похоронах» пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета.

По примеру предков, мы оставили яичницу на краю поля для улучшения его плодородия, закопали в траве «кукушку», нашептав ей на прощанье о своих горестях и неудачах, попросили живительной силы у берёзки, а потом вспомнили про ещё один важный обряд, который совершался во время Зелёных святок – кумление.

Через неделю после Троицы коллектив редакции поучаствовал в древнем обряде проводов русалки.

Он основывается на вере наших предков в русалок и был распространён на всей территории России. По поверью, на Русальной неделе, следующей сразу за Троицей, эти существа выходят из своих укрытий и появляются на земле. Встретить их можно у воды, на ржаном поле, в лесу, на деревьях, на перекрёстках дорог, на кладбище и на мосту. По ночам они плещутся в воде, около водоёмов расчёсывают свои длинные волосы, катаются на ветвях деревьев, а днём их можно встретить в поле, где они вьют венки, кувыркаются в траве, играют, хлопают в ладоши, водят хороводы, поют, кричат и хохочут. Обязательно находились люди, которые видели русалок, и рассказы об этих встречах передавались от поколения к поколению.

В период пребывания русалок на Земле следовало быть осторожными, не купаться в водоёмах, а в лес и поле не ходить в одиночку. Их магическая сила могла проявляться как с положительным, так и с отрицательным знаком. С одной стороны, они осмысливались, как хранительницы урожая, от которых зависело количество влаги, получаемое в течение лета полями. Считали, что там, «где русалки бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее». С другой стороны, они могли наслать сокрушительные бури, проливные дожди с градом. Повсеместно бытовали поверья об опасности встреч русалок с человеком. Они могли защекотать, напугать, утопить, наслать падёж скота или лютую вражду между соседями. Встреча с русалкой могла закончиться для человека продолжительной болезнью, а познавший любовь русалки или хоть раз поцелованный ею вскоре умирал от тоски или заканчивал жизнь самоубийством. По некоторым легендам, русалки похищают и портят нитки и пряжу и даже могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже.

Наши далёкие предки верили, что почитание праздника русалок, хорошо проведённый обряд их проводов гарантировали на весь год доброе отношение этих опасных и вселяющих страх существ.

Активное участие в обряде принимало всё население – считали, что проигнорировавших ждали большие неприятности. Центральным действием обряда было шествие. Собравшийся народ вместе с «русалкой» неторопливо проходил вдоль поселения, реже по лугу или около поля. В ряде мест процессия двигалась бегом: одни участники проводов убегали, другие догоняли их. Шествия сопровождались весёлыми плясовыми песнями.

Традиция на 7-й день после Троицы провожать русалок жила и в Лев-Толстовском районе. В некоторых сёлах ещё остались люди, бывшие свидетелями этого всенародного гулянья.

Обряд, который на днях попытались воспроизвести журналисты и работники районного Центра культурного развития, основан на воспоминаниях старожилов села Домачи. Никого из участников тех празднеств давно уже нет в живых, но, к счастью, сохранились записи их рассказов.

В Домачах русалка представлялась в виде медведя. В вывернутый наизнанку тулуп облачался один из мужчин села, и народ большой толпой вёл его за околицу к ржаному полю, гремя всем, что гремит – пустыми вёдрами, ложками и прочим. В поле они гнали его прочь от села, толкали в спину, пихали, пока «медведь» не падал в рожь. Долго кувыркаясь, он всё же поднимался и гнался за обидчиками, пытаясь их схватить. С визгом и криком домачёвцы пускались врассыпную. После таких весёлых догонялок люди всё же брали верх над представителем потустороннего мира. Медведь-русалка был изгнан, и в селе наступал до следующего года период спокойствия и благоденствия. Ритуал заканчивался всеобщим гулянием с праздничной трапезой, песнями, плясками и хороводами.

До недавних пор проводы русалки устраивали и жители деревни Кордюки и села Загрядчино. Нам посчастливилось пообщаться с участниками ритуала.

– Это был большой праздник, ждали его с большим нетерпением, готовились заранее, – поведали они. – Бабки рассказывали, что ещё раньше и чучело делали, его потом на костре сжигали, и маски мастерили. При нас чучел уже не было. Наряжались все, шли с начала деревни с гармонистом, с песнями и плясками. У кого маски были, надевали. Венки плели на голову. Кто мог, наряжался почуднее – юбки драные, погремушки на них нашивали. А потом в барском саде все собирались, костёр большой разводили. Ребятишки при нас. Веселились все от души, всю поляну, бывало, вытопчем – так плясали. Было, что кто-то лишнего выпьет, а кто и подерётся. Как же без этого? Но в основном всё было чинно-мирно. Домой шли скотину с выгона встречать, коров доить, да и на ферму на работу надо бежать. «Напиться и забыться» – такого не было. Потом старшие поумирали, мы состарились, проводы русалки уже давным-давно никто не проводит. А вспоминать приятно, как весело мы жили и как умудрялись всё успевать.

Христианская церковь, конечно, не признаёт этих древних славянских празднеств, уходящих своими корнями в язычество. Но нельзя не согласиться, что это история нашего народа, которую мы должны знать.

Светлана Дроздова, главный редактор Лев-Толстовской районной газеты « Народное слово»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *