О том, как средствам массовой информации «выжить» в период изоляции, и что делать после пандемии говорили на форуме современной журналистики “Вся Россия-2020”. Своим опытом с участниками мероприятия поделились редактора и руководители различных региональных СМИ.
– Пресса победнела, но выжила. Все не так страшно, как мы видели в апреле. Пандемия показала, что появились новые правила жизни для прессы. Первое – издание должно быть плотным, чтобы люди понимали, за что они платят деньги. Сегодня во многих изданиях страдает качество иллюстраций. Многие пытаются присутствовать во всех социальных сетях, а штата для этого не хватает, в итоге страдает наполнение. Второе правило – интерактив. Читатель хочет видеть себя! К сожалению, обратная связь, которая ранее существовала в газетах, во многих просто утеряна, – отметил секретарь СЖР Владимир Касютин.
Как показала работа многих редакций пандемия заставила пересмотреть многие тематические направления изданий.
– Сегодня люди нуждаются в разговоре. СМИ стали в том числе инструментов развенчания фейков. При этом все должно быть вовремя. Например, если бы мне раньше принесли материал про гречку и что из нее приготовить, я бы отложил его в стол. В период изоляции это была одна из самых актуальных тем. В такой сложный момент читателей интересует все, что связано с ценами, тратами, экономикой. Конечно, то, что будет в будущем. Люди растеряны, они хотят какой-то ясности. К тому же в период пандемии, многие эксперты самого высокого уровня стали более охотно общаться и с региональными изданиями. Но основным посылом изданий должно стать – «Все будет хорошо!», для этого очень хорошо заходят истории про людей, которые заставляют двигаться. Например, про 13-летнего мальчика, он начал свой бизнес, – поделился опытом редактор газеты «Пензенская Правда» Павел Шишкин.
Учитывая отсутствие регионального телевидения, востребованными в печатных СМИ остаются объявления частного характера. Так в газете «Голос Правды» Краснодарского края на главной странице был опубликован QR-код по которому можно было перейти на ссылки с объявлениями о работе. Это привело к резкому росту подписчиков в Инстаграмме газеты.
– В этом году, учитывая, что выпускные у школьников отменили, мы реализовали проект «Выпускной» на страницах нашей газеты, опубликовали фотографии классов и поздравления. Благодаря этому мы собрали практически 100 тысяч рублей, – рассказала редактор «Голос Правды» Диана Горбань.
Одним из путей «выживания» в период пандемии стал дополнительный заработок. Так в «Голосе Правды» начали оказывать услуги малой полиграфии, используя резограф. В «Березниковском рабочем» организовали службу доставки. Помимо собственной газеты, издательский дом разносит издания конкурентов, а в период пандемии «перешел» на квитанции.
– Сейчас мы разносим уже четыре квитанции, таким образом мы отвоевываем рынок у монополиста – «Почты России». Это приносит нашему холдингу – 27 процентов прибыли, – отметил руководитель «Березниковского рабочего» Максим Масютин.
Появились у профессионалов прессы и пути решения проблем с подпиской. Необычный способ нашли в выксунской газете.
– Мы дали возможность всем желающим сделать доброе дело – подарить подписку тем, кто действительно нуждается в этом. В итоге откликнулось 43 дарителя, таким образом мы подписали 81 человека и заработали 39 000 рублей. Сумма небольшая, но в такое время тоже важна, – поделилась редактор «Выксунского рабочего» Лилия Фролова.
Среди «лайфхаков» региональных изданий по выживанию в кризис – организация новых способов доставки, включая собственную, через магазины и развоз газет по предприятиям, подписка за сбор макулатуры, оптимизация штата и привлечение молодых кадров. Практически все спикеры отметили рост интереса к социальным сетям, которые стали, в том числе, новой площадкой для поиска рекламодателей.
Форум современной журналистики “Вся Россия -2020” проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов