Газеты и журналы – не просто источник информации, считает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. “Мы считаем, что подписка является стратегическим вопросом и в условиях укрепления информационной безопасности страны принципиально важно укреплять подписку”, – заявил он, ведь на “огромные территории России, удаленные от всех интернет-ресурсов, приходят газеты и журналы”. “Это духовное и культурное воспитание населения”, – считает он.
По словам эксперта, чем выше в регионе показатель подписки на бумажные издания, тем активнее жители приходят на выборы. “Посмотрите хотя бы на Москву”, – предложил он. Столица в составленном ассоциацией рейтинге регионов по плотности подписных тиражей заняла предпоследнее, 81-е место, на 1000 жителей здесь приходится всего 11 тиражей подписных изданий. Недалеко от Москвы ушел и Санкт-Петербург – 25 тиражей на 1000 жителей, 79 место в рейтинге.
“Указанная тенденция способна повлиять на политическую активность граждан”, – отмечается материалах к заседанию. В регионах с низким уровнем подписных тиражей – менее 100 подписок на 1000 человек – на выборах 18 сентября 2016 года явка составила 29-46%. А в регионах с высоким уровнем подписки – более 150 на 1000 человек – активность избирателей находилась на уровне 50-84% в зависимости от субъекта при средней по России в 48%. Отметим, что в передовиках по подписке оказались Курская область, Северная Осетия и Чечня с результатами в 340, 320 и 288 тиражей соответственно.
Тревогу у сенаторов и экспертов вызывает также сокращение количества газетных киосков. Если в 2014 году в среднем по стране 1 киоск прессы приходился на 4770 жителей, в 2015 году – на 5240 жителей, то в 2016 уже на 6325 жителей. В итоге установленному правительством нормативу 1 киоск/павильон прессы на 5880 жителей соответствует лишь 40% территорий субъектов федерации, в него еле-еле укладывается даже Москва. Хуже всего торговыми объектами с газетами и журналами обеспечены россияне в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах: 10756 и 7 267 жителя на 1 киоск прессы соответственно.
Причины обоих этих негативных процессов следует искать как в экономической плоскости (дорогая аренда, высокие тарифы “Почты России” на доставку подписных изданий, маленькие зарплаты почтальонов), так и в управленческой. “Мы наблюдаем такую закономерность: если первое лицо в территории занимается данной сферой, эта сфера процветает. Не занимается – не процветает”, – заявил Оськин и похвалил главу Липецкой области Олега Королева, который приложил немало усилий для налаживания системы распространения печатных СМИ и вывел свой регион на 1-е место в рейтинге губернаторов по версии АРПП. По словам главы ассоциации, в Липецкой области аренда торговой площади для продажи прессы составляет 1 рубль за кв. м в месяц, в то время как в Москве (57-е место в рейтинге) эта сумма достигает 4 тыс. рублей.
Участники заседания рекомендовали правительству внести поправки в закон о торговле и земельный кодекс с тем, чтобы создать в регионах единообразный подход к организации торговли, в том числе печатной продукцией. “Почте России” рекомендовано ввести понижающие коэффициенты в размере от 30% до 50% на доставку газет и журналов в сельскую местность, в труднодоступные районы и на территории со сложной социально-политической обстановкой.
Сенаторы при этом не намерены сидеть, сложа руки. “Есть смысл создать рабочую группу по подготовке тех предложений, которые затем будут вынесены на совет палаты, Совет Федерации и станут основой для дальнейшего решения”, – заявил глава временной комиссии СФ по взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. В состав группы вошли члены Совфеда, “Почты России”, а также представитель АРПП и других объединений, поддерживающих печатную прессу. По словам Пушкова, к середине июля группа должна подготовить рекомендации, которые будут представлены Совету Федерации. Кроме того, сообщил сенатор, в сентябре верхняя палата вернется к этой теме и обсудит тарифы “Почты России” на доставку печатной продукции в российских регионах.