Всё прогрессивное человечество (как раньше говорили) отмечало Всемирный день свободы печати, без которого немыслимо демократическое общество, 3 мая. А 5 мая ещё советская журналистика всегда отмечала День печати, профессиональный праздник всей пишущей, вещающей и снимающей братии. Сейчас почему-то принято считать, что в СССР не было свободы слова, но появилась ли она в современном российском обществе? Об этом наш разговор с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым.
— Свобода слова и была, и есть, а вот формы выражения изменились, конечно. Недавно у меня была одна журналистка, вполне состоявшаяся дама, и сказала: «Вот вы любите поговорить о проблемах свободы слова. Да никаких проблем нет со свободой слова. У меня свой сайт, критикую кого хочу, защищаю кого хочу, пишу что хочу». Я даже подрастерялся. Для меня свобода слова всегда была и остаётся возможностью докопаться до истины и донести её до читателя, а не вываливать всё, что в голову взбредёт. Только тогда и тебе, и твоему изданию будут доверять. Это ведь так стыдно, когда твоему изданию, сайту, телеканалу — без разницы — и тебе лично не верят. Тема эта бесконечная, но я считаю, журналист свободен, если может осуществить свой личный выбор того, где ему работать.
— Но реалии таковы, что в России самостоятельному изданию выжить очень трудно. Нужно идти или под власть, или под бизнес, или под рекламодателя.
— Да, к сожалению, экономическая составляющая сильно влияет на контент. Мы тоже немало размышляли над этим. Сейчас уже не так сильно ругают советский опыт, опомнились. Простой пример: расходы на доставку газеты почтой составляли 10 процентов от стоимости, и это закреплено было законом. А сейчас? Аренда помещения, бумага, типография, доставка, зарплата сотрудникам — в итоге цена подписки, стоимость каждого номера зашкаливает, и люди перестают выписывать газеты, журналы. Да к тому же все новости есть в Интернете. Но Интернет — это не журналистика, которая учит анализировать, размышлять, осмысливать происходящее и помогает усвоить непреходящие ценности.
А сколько мы боролись за отмену налога на добавленную стоимость для СМИ? Отменили, потом опять вернули. Власти не хотят идти навстречу по очень простой причине — им нужна управляемая журналистика. Недавно проходила в Питере интересная научно-практическая конференция, одна молодая учёная из Великобритании провела исследования динамики развития СМИ в мире и пришла к выводу: успешному развитию медийного пространства мешает крайняя политизация общества. Именно она препятствует поиску истины, подменяет журналистику политтехнологиями и пиаром.
Мы сейчас в Союзе начинаем большую работу по исследованию проблем, которые мешают развитию медиапространства в России. Проведём в региональных организациях своеобразные общественные слушания по конкретным проблемам: НДС, социально-правовой статус журналистов и СМИ, работа почты, действия местных властей и так далее. Затем в Дагомысе, на очередном форуме, примем программы конкретных действий.
Ещё один простой пример: наш Союз входит в Международную федерацию журналистских союзов (МФЖС), мы выдаём членам российского Союза карточки с нашей и брюссельской подписью. Если вы приедете в Европу, то вам по этой карточке обеспечат доступ не только к музеям, но и к любым источникам информации. Почему в России этого не происходит — мне непонятно.
— Как, по-вашему, каким СМИ сейчас труднее — газетам, телевидению, радио, интернет-порталам? Радиостанций сейчас — пруд пруди, а вот газеты уходят. У нас, например, практически закрылась на 110-м году жизни газета «Уральский рабочий»…
— Тезис о том, что печатные СМИ уходят, я считаю совершенно несостоятельным и даже вредоносным. Интернет, конечно, мощный конкурент для печатных СМИ. Но повторюсь — это не журналистика, там больше самовыражения. Ну разве можно жить одними свалками, скандалами, какими-то перепалками? Думаю, что газеты найдут новые форматы, новые темы для диалога с читателем, обрастут, да и уже обросли, своими сайтами, как «Российская газета» и ваша «Областная», и аудиторию не потеряют. Во всём мире газеты выходят, хотя у каждой есть сайт.
Цифра
990 СМИ зарегистрировано в Свердловской области
(по данным Роскомнадзора на 4.05.2017 г.)
Другое дело, что ситуация в медийном пространстве меняется так стремительно, что многие талантливые журналисты не могут реализовать себя в печатных СМИ и пишут книги. У меня почти каждый день бывают журналисты из регионов, привозят, дарят эти произведения, и это в большинстве своём интересные вещи, можно сказать, крик души. Судите по названиям — «Ноев ковчег», «Крик бабуина», «А был ли это сон?». По сути, это размышления о пережитом, о том, что обрели, что потеряли и почему оказались в такой жизни — настоящая публицистика. У нас постоянно идут дискуссии на темы — что же такое современная журналистика, куда она развивается, какое место занимает в обществе? Очевидно, что она стала более новостной, но и аналитика востребована, особенно у людей постарше. Наверное, журналистика, как наука и искусство, отражая жизнь общества, формирует умонастроения в нём, и никуда она не пропадёт, хотя некоторые кризисные явления мы наблюдаем. Трудные времена пройдут, а пока главное — не предавать своего читателя, зрителя, слушателя.
Досье «ОГ»
Всеволод БОГДАНОВ — председатель Союза журналистов России. Родился 6 февраля 1944 года в Архангельской области. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Начал журналистскую деятельность в 1960 году, работая корреспондентом на Архангельском радио. Председателем Союза журналистов России стал в 1992 году и пять раз переизбирался на этот пост.Автор многих работ по истории и теории журналистики.
Станислав Богомолов